По мотивам статьи Билла Гарднера с LogoLounge.com
Держатели огромного хранилища Logolounge.com каждый день смотрят на множество логотипов и не могут не замечать тенденций — эстетических, концептуальных и культурных. Поэтому кому как не им знать все новости из эволюции логотипостроения. В статье, приведенной ниже, перечислены важнейшие из них.
На наших глазах рушатся незыблемые доныне устои существования логотипов в цветовой области CMYK — теперь дизайнеры все чаще отказываются от плоских неподвижных форм и обращаются к объемным объектам, объектам в движении, существующим в эфемерной области RGB.
Еще одна важная вещь: на каждую тенденцию сейчас существует контртенденция, и это касается не только дизайна логотипов. Предпочтения людей больше не вращаются вокруг нескольких основных стилей и идей, они рассыпаны равномерно по всему логотипному разнообразию. Компании, которым нужны логотипы, и дизайнеры, разрабатывающие эти логотипы, должны это учитывать. Теперь крайне трудно ориентироваться только на тот или иной тренд, нужен более широкий взгляд на вещи.
Кроме того, нарастает тревожная тенденция: логотипостроение становится чем-то вроде общественного спорта. Люди начинают привыкать к тому, что они могут контролировать медиа — все эти множащиеся блоги, Tivo, YouTube, Google и прочие интерактивные сервисы дают им все больше возможностей для индивидуализации и контроля. Поэтому люди больше не хотят просто смотреть на то, что им подсовывают: у них есть свое мнение на этот счет. Так что когда еще одна большая корпорация представлят новый фирменный стиль, сотни сайтов начинают шевелиться вокруг, активно представляя мнения и комментарии по этому поводу. Даже когда деревенская администрация голосует за новый дизайн наклейки для своих двух полицейских машин, жители считают своим долгом пройти по улицам с собственными вариантами дизайна на плакатах и традиционными орудиями труда для пущей убедительности. Всеобщая вовлеченность процветает.
Отчет за 2007 год, так же как и предыдущие, содержит анализ основных, самых ярких тенденций в логотипостроении, эстетических, концептуальных и культурных. Надо понимать, что все эти тенденции не возникают из воздуха, они находятся в постоянном движении, растут и разветвляются, прямо сейчас пуская корни для новых трендов.
Кроме этого, вы, возможно, заметите некоторые пересечения в обозначенных трендах. Например, Спирали и Ленты в самом деле похожи. Но в этом случае, как и во всех других, нас больше интересует разница в фундаментальных подходах. Наблюдения здесь — это просто наблюдения, не рекомендации. И они представлены вразброс, без какого-либо особого порядка.
Спирали
Дезоксирибонуклеиновая кислота — пожалуй, вещь, о которой думаешь в последнюю очередь, когда анализируешь тенденции дизайна. Эта штука более знакома нам в аббревиатуре: ДНК — основа всего живого, генетический код, ответственный за прошлое и будущее всех живых созданий. Эта двойная спираль уже перестала быть чем-то исключительно научным — теперь это достояние поп-культуры.
Голливуд активно эксплуатирует ДНК как символ загадочных корпораций в научно-фантастических декорациях. Дизайн-сообщество так часто использует двойную спираль, что однозначного смысла этот символ уже не имеет: это и зародыш жизни, и здоровье и долголетие, семейное древо, код, загадка, или неразбиваемая последовательность — все возможные варианты задействованы.
1. дизайн: lwdgraphics, клиент: Chillosophy 2. дизайн: Sumo, клиент: Science City 3. дизайн: Demasi Jones, клиент: RCRH 4. дизайн: Gibson, клиент: Women for Women
Резинки
Самый яркий представитель этой тенденции, логотип Invista ("кольца инноваций"), сделали в 2003 году Enterprise IG. Invista — один из крупнейших в мире производителей волокон, и глядя на такой логотип, легко составить представление о глобальности компании и тесной взаимосвязи продуктов и исследований — все это отражают пересекающиеся волокнистые кольца. Хотя для нетренированного взгляда это может выглядеть как неупорядоченная кучка канцелярских резинок.
Эта тенденция напрямую связана с трендами предыдущих лет — Природными Спиралями и Полыми Кольцами.
В целом, все эти пересекающиеся кольцеобразные структуры стремятся отразить концепцию общего продукта, работников, компаний или подразделений, работающих вместе, как более обширное целое. А плотность расположения колец и разница в их форме может отражать соответствующие параметры связи частей одного целого в компании. Цвет как правило отражает индивидуальность отдельных компонентов, но также помогает понять общую идею того, что создаваемое целое больше, чем просто сумма частей.
1. дизайн: Koch Creative Group, клиент: MBM Study 5 2. дизайн: Substrate, клиент: Zilo 3. дизайн: Grafikonline, клиент: Guba 4. дизайн: Enterprise IG, клиент: Invista
Сияние
Чрезвычайно популярная тема в дизайн-индустрии: повсеместная иллюминация. Сияющий свет проникает повсюду, и, похоже, он нашел новые выходы. Сияние исходит от солнцеподобных штук, но также и от воды, жемчужин, книг, и даже X-Box светится чем-то инопланетным. Эффект сияния достигается множеством способов: прозрачные наложения, градиенты, отражения, блики от линз или даже анимация.
Все эти знаки несут в себе определенное тепло и комфорт, психологически эффект сияния сравним с эффектом света в конце тоннеля. Такой свет начинает превалировать, когда мы стараемся передать оптимизм, чистоту, тепло или избавление от чего-то негативного. Но опорной позицией для светящихся логотипов остается символ ведущего за собой света или источника знаний.
1. дизайн: Cato Purnell Partners, клиент: Skywest Airlines 2. дизайн: Gardner Design, клиент: The Center 3. дизайн: LandDesign, клиент: Sunhaven 4. дизайн: Siegel+Gale, клиент: SunTrust
Экология
Главной вещью, за которой приходится поспевать всему корпоративному миру, остается соответствие нормативам, связанным с поддержанием окружающей среды. В той или иной форме экологический тренд появляется во всех отчетах LogoLounge. Но теперь логотипы в эко-стиле становятся элегантнее. Деревья и листочки никуда не делись, но применяются более грациозно. Возможно, некоторые из предыдущих поклонников эко-темы просто играли на публику. Теперь это не просто использование зеленого цвета. Теперь логотипы учитывают среду и этику, более чувствительны к окружению. Они выросли, поумнели и рассказывают свои истории вполголоса, а не выкрикивают их.
1. дизайн: Gardner Design, клиент: Dandurand 2. дизайн: Ulrichpinciotti Design Group, клиент: Resources for Healthy Living 3. дизайн: Eggnerd, клиент: Greenhill Academy 4. дизайн: Steve's Portfolio, клиент: Small Planet
Подсветка
Дизайнеры продолжают безжалостно рушить правила, согласно которым уже целую эпоху создаются логотипы. Больше нет печатных ограничений, границы цветности преодолены. К тому же, многие дизайнеры и их клиенты сошлись на том, что они совершенно точно никогда в жизни не станут печатать свои логотипы в Желтых Страницах, так что отпадает и необходимость в разработке хотя бы одной версии плоского и одноцветного логотипа.
За последние несколько лет мы наблюдали логотипы, усыпанные кристаллами, освещенные лучами света или будто бы надутые изнутри. Концепция одна и та же — добиться той степени реалистичности, которая приподнимет логотип от плоскости листа. Эта трехмерность позволяет логотипу выбиться из массы плоских и однотонных коллег. Не особенно элегантно, зато эффективно.
Еще один способ придать логотипу визуальный объем — эффект мощного освещения. Логотипы выходят в лучи света, как актеры под театральные прожекторы. Но здесь есть хитрость: практически все эти логотипы плоские сами по себе, объем им придает иллюзия правильного освещения. Это недооцененный прием, который тем не менее хорошо срабатывает и притягивает внимание потребителей.
1. дизайн: Zed+Zed+Eye Creative Communications, клиент: Ebert Pool Construction 2. дизайн: FutureBrand, клиент: Pure Tasmania 3. дизайн: Sebastiany Branding, клиент: Café ao Lar 4. дизайн: Cato Purnell Partners, клиент: Flower Factory
Псевдо-гербы
Виниловые игрушки
Речь о рекламных персонажах, которые находятся на тонкой черте между логотипами и талисманами. Это субкультура отлитых из винила фигурок, которая начинает пробираться в логотипостроение. Почти у каждого дизайнера на столе найдется пара этих забавных мини-скульптур.
Виниловые дизайнерские игрушки стали впервые популярными в Гонгконге в 90-х благодаря Майклу Лау (Michael Lau). Теперь же они стали предметом коллекционирования, и у них есть собственные магазины, такие как KidRobot, и журналы вроде Super 7, полностью посвященные виниловым фигуркам. Это может быть что угодно — от огнедышащих драконов до циклопов инопланетного вида. Разумеется, среди логотипов компаний, входящих в Fortune 500, вряд ли найдутся подобные, но эти забавные виниловые штуки уже прочно освоились в поп-культуре и все чаще появляются в двухмерном логотипном виде.
1. дизайн: San Markos, клиент: webpublica 2. дизайн: Innfusion Studios, клиент: Innfusor 3. дизайн: Glitschka Studios, клиент: Fire Squad 4. дизайн: Tactix Creative, клиент: Cyclops
Оси
В прошлом году Апурба Сен (Apurba Sen) из Индии собрал собственную коллекцию из нескольких сотен веб-два-нольных логотипов и выделил в ней несколько трендов. Практически все они совпадали с перечисленными в отчетах LogoLounge предыдущих лет, кроме одной. Это логотипы, состоящие из центрального, осевого элемента и множества "спутников", расположенных как правило симметрично по кругу вокруг центра.
Такие знакие могут служить моделью структуры коммуникаций любого онлайн-сообщества. Есть центральная ось, которая служит источником информации. Без этой оси спутники теряют возможность контактировать друг с другом. Так что вне зависимости от того, являются эти логотипы инструментом коммуникации или нет, расхождение из центральной точки — основная их концепция. И еще один смысл, который можно вложить в такое графическое решение, — взаимодействие отдельных элементов единой структуры для достижения общего блага.
1. дизайн: Ardoise Design, клиент: Raymond Engineering 2. дизайн: Aron Creative, клиент: Springboard 3. дизайн: Glitschka Studios, клиент: Windows Gaming 4. дизайн: Brand Bird, клиент: Arby's Franchise Association