Фотофлористика. Практика фотографирования цветов.
Фотофлористика как жанр фотографического искусства очень доступный и востребованный, фотомодели тихие, спокойные и прекрасные. Чтобы получить хороший результат, необходимо поработать как над объектом съемки, так и подготовить сцену в целом. Давайте подумаем, что мы можем сделать для улучшения композиции кадра.
Первое, что приходит в голову, это удаление лишних деталей, которые будут отвлекать и нервировать почитателя вашего фотографического таланта. Давайте заранее очистим сцену от лишних травинок, соломинок, увядших листьев и т.д. Выберем наилучший ракурс и убедимся в том, что мы имеем подходящий фон. Если это не так, то фон лучше всего создать при помощи цветной бумаги или ткани, иначе в последствии вы потеряете кучу времени, занимаясь этим в фоторедакторе. Сам объект съемки также приводим в порядок. Можно воспользоваться пульверизатором для придания свежести вашему главному герою. Однако различными эффектами и украшательствами не стоит чрезмерно увлекаться: все хорошо в меру.
Чтобы фотография представляла интерес для зрителя, нужно выбрать необычный ракурс. Не стоит вести фотосъемку сверху, попробуйте опустить фотокамеру до уровня цветка, если съемка проводится на улице, или поднять растение до уровня фотокамеры в домашних условиях. Постарайтесь построить кадр так, чтобы главный герой был в центре внимания, но не в центре фотоснимка, избегайте симметрии в кадре. Итак, сцена готова, главный герой в галстуке, что дальше?
Попробуйте использовать для для фотосессии макрорежим. Не зря символом этого режима является цветок. Если вы являетесь счастливым обладателем продвинутой цифровой «мыльницы» или ультразума, переключитесь в режим приоритета диафрагмы, чтобы иметь возможность управлять глубиной пространства, в пределах которой изображение будет резким. Чем больше вы закрываете диафрагму, тем больше становится глубина резкости. Но не нужно забывать о том, что при этом увеличивается выдержка и любое движение объекта съемки относительно фотокамеры может испортить снимок.
Правильная передача цвета - одна из важных задач фотофлористики. Отличные результаты достигаются при помощи хорошо поставленного света и правильной установки баланса белого (ББ) в фотоаппарате. Сложнее всего выставить ББ при съемках в домашних условиях, так как уличное освещение смешивается с искусственным в различных пропорциях. В этих условиях нужно установить ББ по белому листу (многие фотокамеры имеют такой режим).
Если в результате фотосъемки вы получили красивую темно-зеленую листву и белое пятно вместо цветка, попробуйте использовать точечный экспозамер и навести зону замера видоискателя (выделенный кружок или квадратик) непосредственно на объект съемки. Если фотокамера имеет возможность корректировки экспозиции, можно ввести отрицательную корректировку на 1-2 шага (-1, -2 Ev).
Довольно часто при съемке с близкого расстояния автофокусировка наводится на все что угодно, кроме главного действующего лица. В этом случае может помочь дополнительная подсветка цветка. Если объект съемки находится не в центре кадра, поместите его в центр нажмите кнопку спуска на половину, измените угол для получения нужной композиции кадра и завершите нажатие (при этом должен быть отключен режим непрерывного автофокуса Full-time AF). Если фотоаппарат имеет режим ручной фокусировки, в данном случае лучше всего использовать именно его.
Последний и самый важный момент, о котором необходимо упомянуть. К съемке цветов - фотофлористике - как и любому другому жанру фотоискуства, нужно относится творчески. В искусстве нет строго установленных правил и закономерностей, как в точных науках. Ищите, дерзайте, используйте приемы, описанные в нашей статье, находите свои. Учитесь у классиков жанра, но не подавляйте при этом собственную индивидуальность. Пробуйте повторить понравившиеся фотографии, но не зацикливайтесь на копировании. Практика, творческий поиск приведут к замечательным результатам, помогут выработать собственный неповторимый стиль. Помните: красота спасет этот безумный, безумный мир.
На улице таких проблем, как правило, не возникает, но и здесь есть свои тонкости. Чтобы получить более теплую картинку в ясный день переключите установку баланса белого в режим Cloudy (облака). Если фотокамера может делать снимки в формате RAW, и вы имеете достаточно большую карту памяти, то о правильной цветопередаче на этапе съемки волноваться нечего. В этом случае любой ББ можно установить в процессе конвертации из RAW в TIFF или JPG.
А вот дальше поговорим о фототехнике и технике съемки. Какой фотокамерой мы располагаем? Самый простой вариант – автоматическая «мыльница» (компактная фотокамера). Однако не стоит унывать, попробуйте найти на ней кнопку «Шедевр». Как, нет такой кнопки? Тогда попробуйте сделать пробный снимок. У вас все получилось, автоматика навела резкость и проэкспонировала кадр наилучшим образом. Замечательно, однако, на случайность надеяться нельзя.
Позвольте дать несколько советов, которые улучшат результат вашей фотосессии вне зависимости от фотокамеры, которой вы располагаете. При съемке цветов всегда используйте штатив для фотоаппарата. Используйте ширму от ветра или другое крепление для цветка (это может быть палочка, воткнутая в землю и прищепка для фиксации) постарайтесь, чтобы эти приспособления не испортили кадр и растение.
Избегайте яркого прямого солнечного освещения. Помните: лучшее время для съемок это утро, когда хочется немножко поспать, и вторая половина дня ближе к вечеру.
При съемках в дневное время для смягчения теней используйте рефлектор и рассеиватель. Рефлектор служит для подсветки цветка с теневой стороны и может быть изготовлен из листа белой бумаги (можно использовать зеркало). Такая подсветка подарит нам дополнительный объем. В качестве светорассеивателя можно использовать кусок кальки, полиэтиленовой пленки, натянутой на рамку, и т.д. При помощи этого приспособления можно смягчить яркий направленный свет. Если на улице часто нужно бороться с излишне ярким освещением, то в домашних условиях света, как правило, всегда не хватает. Поэтому при съемке домашних растений расположитесь поближе к окну, используйте те же рефлекторы и дополнительное и искусственное освещение. Штатив используйте обязательно.
При недостатке освещения использовать встроенную в фотокамеру вспышку крайне не желательно. В этом направлении лучше не экспериментировать, так как съемка ведется с очень близкого расстояния и с огромной долей вероятности вы просто ослепите свою фотокамеру и она не справится с поставленной задачей. Внешние и специальные кольцевые вспышки (оборудование для зеркальных фотокамер) для макросъемки не противопоказаны. При помощи них можно более качественно подсветить нашу фотомодель. Помните, что в любом случае вспышка в кадре не должна доминировать над естественным освещением. Используйте рассеиватели не устанавливайте внешнюю вспышку близко к объекту съемки.